Борьба за инвеституру

Рим, раздираемый догматическими противоречиями, распался на политические группировки клюнийцев и антиклюнийцев. Ни один собор, ни одно теологическое сочинение не могут быть признаны церковно-каноническими без его санкции, ибо заслугами св. Петра он автоматически получает святость. Главным решением синода стал запрет духовенству получать от светских властей любые должности; мирянину за подобный акт запрещался вход в церковь до добровольной отмены его распоряжения. Начался длительный и пагубный для королевской власти спор об инвеституре с радикальными клюнийцами, идеалом которых была вселенская папская теократия. Полнее уничтожение светской инвеституры было, конечно, нереально, поскольку могло повлечь за собой перевод королевских церковных ленов в папские.

Борьба империи и папства в - вв.

Особым видом инвеституры была церковная инвеститура, состоявшая в назначении на церковную должность и введении в сан; сопровождалась двумя актами: До конца 11 в. В конце 11 в. Папа Григорий , рассматривавший подчинение западноевропейского духовенства своей власти как первый шаг к осуществлению политического главенства римской курии над странами Западной Европы, запретил в императору давать инвеституру прелатам. Между империей и папством началась так называемая борьба за инвеституру , которая переплеталась с выступлениями светской и церковной знати против попыток Генриха укрепить королевскую власть в Германии.

Немецкие епископы сопротивлялись попыткам как императора, так и папы ограничить их самостоятельность.

борьба за инвеституру (—) создание такой христианской вселенской империи, где правление над князьями и народами возложено на папу, Примат папства при Григории VII был реализован во всех отношениях.

Под влиянием идеологии клюнийского монашества реформаторы ратовали за жесткое разделение духовного и светского, церкви и мира, что в правовой сфере выразилось в требовании возрождения и беспрекословного соблюдения норм канонического права. Крайнюю остроту конфликту империи и папства придавали притязания сторон на верховенство в христианском мире.

Теократическая доктрина папства, согласно которой папа не только является главой церкви, но обладает и верховной светской властью, была сформулирована Григорием в рарае лат. Предел могуществу папства был положен успехами к в. Усиление же папства создало благоприятные условия для повышения действенности норм канонического права и в самой церкви, и в тех сферах общественной жизни, которые относились к ее юрисдикции.

Укреплялись старые и создавались новые органы церковной судебной власти папская консистория, инквизиция. Становлению и развитию канонистики содействовало все более широкое применение формально-логического инструментария схоластики, а также начавшаяся с конца в. Уже в эпоху реформ от систематизации правовых текстов по разделам и рубрикам некоторые авторы переходят к изложению общих принципов критики источников, решению отдельных правовых проблем.

Например, епископ Шартрский Иво ок. Заслуга создания канонистики принадлежит, однако, монаху ордена камальдуленсов, магистру теологии в Болонье Италия Иоанну Грациану? Грациан в соответствии со схоластическим методом проводил различения между противоречащими друг другу или не вполне ясными положениями и ставил вопросы , требующие разрешения в теории и на практике.

Умер папа Марцеллин. Первый Экуменический Вселенский собор в Никее, что возле Никомедии. Присутствовало около епископов церквей со всей империи преимущественно из восточных провинций. Собор открыл император. Затем председательствовал кордовский Испания епископ Осий. Развернулась борьба с арианством идеологом был Евсевий , которую возглавил представитель ортодокласьного вероисповеданяи Афанасий из Александрии.

ее стала, как говорили современники, «борьба за инвеституру». между императорами и папами, формально — по вопросу об инвеституре епископов. то пусть несет за них соответствующие обязательства перед империей.

При назначении на высокие церковные должности, введении в сан епископа или аббата инвеститура состояла из двух актов - вручения жезла как символа светской власти, посоха и кольца как символов духовной власти. С середины 10 века и до конца 11 века в Священной Римской империи право церковной инвеституры высшего ранга фактически принадлежало императору. Во 2-й половине 11 века папство, стремясь освободиться от влияния светской власти и используя результаты Клюнийской реформы, выступило против инвеституры епископов и аббатов императорской властью.

Его открытая борьба за инвеституру с императорами началась в году, после того как папа Григорий осудил вмешательство германского короля Генриха Салия в очередные выборы епископов и потребовал смещения ряда германских прелатов, получивших сан в нарушение канонических правил. В ответ в начале года Генрих Салий объявил папу низложенным. Со своей стороны Григорий также провозгласил Генриха Салия низложенным, отлучил от Церкви и освободил его подданных от присяги на верность, что использовали в своих интересах германские князья.

Под их давлением в король был вынужден отправиться в Каноссу и просить прощения у папы. После недолгого примирения борьба между императорами и папством вспыхнула с новой силой, однако ни одной из сторон не удавалось одержать решающую победу.

Священная римская Империя, система имперской церкви.

Инвеститура позднелат. Вассалитет и сопровождавшийся символическим обрядом: Особым видом И.

Борьба за гегемонию в Греции Афин и Спарты (Строгецкий В.М. Полис и империя Борьба Империи и папства в XI-XIII вв. (Иордан К. Борьба за инвеституру и начало эпохи Штауфенов () // Священная Римская империя.

Борьба за власть и вождизм Кризис Римской Церкви и Клюнийская реформа В условиях полнейшего церковного упадка, на рубеже и веков в Западной Церкви началось реформаторское движение за ее оздоровление. Центром такой борьбы стал монастырь Клюни во французской Бургундии. Клюнийская реформа должна была укрепить церковную организацию, привести в порядок ее материальную базу, строго регламентировать отношения Церкви со светской властью.

Церковь, полагали реформаторы, должна выйти из-под контроля государства, стать, как когда-то при папе Николае , могущественной силой. Монастыри изымались из собственности светских лиц и даже епископов, что способствовало централизации церковного управления. Помимо укрепления правового и хозяйственного статуса Церкви, клюнийцы требовали коренного изменения ее внутренней, духовной жизни.

Они выступали за строжайшее соблюдение церковных обетов, сурово осуждали продажу церковных должностей, обличали нравы духовенства и требовали для него введения безбрачия. Надежды клюнийцев в значительной степени были окрашены в мистические тона:

Ваш -адрес н.

Возникновение раннефеодальных государств , Середина тысячелетия н. Всемирная История В середине в. В укреплении его власти большое значение имело так называемое клюнийское движение, охватившее значительную часть монашества, численность которого на Западе непрерывно росла. Монахами в это время очень часто становились сыновья малоземельных рыцарей.

Начатая еще до крестовых походов борьба между папством и империей продолжалась и Вормсский конкордат г. прекратил спор за инвеституру.

Предыстория[ править править код ] В середине века папа находился в таком же стеснённом положении, как и во времена вторжения франков. Оттон на время избавил папу от влияния аристократии, но одновременно вынудил его подчиниться своей власти — произошло практически то же самое, что и при Карле Великом. В году папа Иоанн , несмотря на то, что был приверженцем германского императора и даже сам короновал его в Риме, вынужден был искать союза со своими бывшими врагами против императора.

Восстановление авторитета папы было в интересах императора — его авторитет должен был помогать держать в повиновении разбогатевшее высшее немецкое духовенство, и императоры Салической династии сломили власть римской аристократии. При Генрихе — власть германских императоров достигла своего пика. Дуализм светской и религиозной власти, характерный для средневековой Европы, сделал неизбежным острое соперничество между папами и светскими правителями прежде всего императорами Священной Римской империи в вопросах о приоритете власти.

До конца века право церковной инвеституры фактически принадлежало светской власти, что находилось в противоречии с теоретической идеей о полноте власти пап. Эта ситуация стала возможной из-за огромной диспропорции в балансе сил. Начиная с века Папство находилось в зависимости от светских правителей, сначала франкских королей, а затем императоров Германии.

В период С по из 25 пап 5 были свергнуты и 12 возведены на престол.

«Священная Римская империя»

С переменным успехом она продолжалась полвека, пока не закончилась заключением конкордата соглашения. Это был компромисс, и как все подобные соглашения, он содержал опасность дальнейшей борьбы, поскольку полностью не удовлетворял ни одну из сторон. Как уже было сказано в соответствующем очерке, Каносса стала для Генриха лишь временным отступлением.

папства и империи, привело к столкновению интересов и раскололо Значительную роль в борьбе за инвеституру сыграли соборы и гг. На.

Церковная инвеститура состояла в назначении на церковную должность и введении в сан; она сопровождалась двумя актами: До конца 11 века инвеститура епископов и аббатов, как правило, осуществлялась королевской императорской властью. Папство, усилившееся во 2-й половине 11 века, пыталось запретить светскую инвеституру епископов и аббатов, освободив их от местной ленной зависимости и подчинив своей неограниченной власти.

Так началась борьба за инвеституру. Наибольшего напряжения она достигла в Германии, где со времени Оттона епископат служил важнейшей опорой королевской власти. Инвеститура прелатов, не располагавших наследственными правами, давала возможность императорской власти пользоваться доходами от церковной собственности и использовать епископов и аббатов в качестве противовеса светской знати. Лишение императоров права инвеституры было вместе с тем одним из главных рычагов упразднения всякой зависимости папства от империи и подчинения императора папскому престолу.

В борьбе за инвеституру выступали с одной стороны приверженцы церковной реформы см. Клюнийская реформа во главе с Гильдебрандом с года - папа Григорий и с другой - сторонники сохранения светской инвеституры во главе с императором Генрихом . Борьба породила обширную полемическую литературу, в которой нашли отражение как взгляды крайних групп защищавших или папскую теократию, или императорское господство над церковью , так и взгляды сторонников компромисса, требовавших разделения инвеституры между папством и светской властью см.

[субтитры рус. + нем.]"Немцы" (Die Deutschen) s01e02 - Генрих и Римский Папа