Линейно-функциональная структура управления

Динамика развития современных рыночных отношений и острая конкурентная борьба побуждают компании к постоянному самосовершенствованию. Оптимизация предприятия прежде всего заключается в улучшении структуры управления. Наиболее радикальным методом обновления является реинжиниринг бизнеса. Он подразумевает под собой глобальное переосмысление и перепроектирование бизнес-процессов предприятия с целью достичь быстрых, весомых улучшений основных показателей деятельности. Реорганизация предприятия актуальна не только для фирм, балансирующих на грани банкротства. Реорганизация нужна и компаниям, не имеющим явных затруднений, но предвидящим их неизбежное наступление. Более того, реорганизация применяется и успешными компаниями, предвидящими возникновение проблем в обозримом будущем в связи с ростом конкурентной борьбы. Они, как правило, занимаются реорганизацией на предприятии для достижения заведомо лучших по сравнению с конкурентами результатов. Очевидно, что без реинжиниринга бизнес-процессов компании, планирующей большое будущее, не обойтись.

Ошибки построения организационной структуры предприятия

Конечно, философия качества и философия управления взаимосвязаны - философия качества задает цель и направление деятельности организации, философия управления определяет организационные средства для достижения этой цели. Основы философии управления, так же как и философии качества, были заложены Ф. И программа менеджмента качества Деминга, и принципы Тотальный Менеджмент Качества фактически направлены на изменение структуры системы управления предприятием.

Линейно-штабная структура. Функциональная и дивизионная структура. процесс — это процесс создания организационной структуры предприятия. Иногда внутри единой компании (как правило, это крупный бизнес).

Линейная организационная структура управления Это одна из наиболее простых структур. В ней используются принципы централизма и единоначалия. Во главе каждого коллектива стоит руководитель, который подотчетен вышестоящему руководителю. Руководитель несет ответственность за результаты работы коллектива. Подчиненные выполняют распоряжения только своего непосредственного руководителя. Вышестоящий руководитель не может отдавать распоряжения работникам, минуя их непосредственного начальника.

В процессе управления предприятием формируется иерархия руководителей например, генеральный директор - директор по производству - начальник - мастер - бригадир. К положительным сторонам линейной структуры относятся следующие:

В зависимости от вида деятельности производство, торговля, финансовые услуги и т. Для перепродавца важным моментом является сервис. Однако для обеих категорий критически важен контроль цен и затрат на всех участках цепочки создания добавочной стоимости потребителю. Так, комплексный анализ существующих бизнес-процессов на предприятии Рис. Первые должны быть устранены, в то время как вторые — сохранены в новой структуре.

производственный процесс разбивается на элементарные, простые задания Несоответствие линейно-функциональной структуры новым условиям.

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Ее достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей рис. Линейная структура управления Функциональная организационная структура - связь административного управления с функциональным управлением рис.

Функциональная структура управления На рис. В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена координация, но обеспечивается высокая степень профессиональной проработки решений. Линейно-функциональная структура — ступенчато-иерархическая.

Оптимизация организационной структуры компании: переоценка стратегии

Управление бизнесом будет происходить максимально эффективно, если организация структуры подобрана правильно. Организационная структура управления: В качестве элементов управленческой структуры малого бизнеса, ООО или ИП выступают сотрудники компании, которые занимают руководящие должности, и работники, находящиеся в трудовых взаимоотношениях. Организационная структура управления малым бизнесом или большим предприятием — это отражение основных задач и важнейших целей организации. Она должна не только подчиняться производственным нуждам, но и меняться вместе с ними, а также отражать должностные полномочия работников и функциональное разделение труда.

Основные процессы планирования проекта для малого или большого бизнеса включают в себя учет большого количества требований.

организационная и функциональная структуры предприятия, рассматриваются бизнес-процессы с позиции важности и выявления «узких мест» с целью .. Особенно явно недостатки линейно-функциональной структуры.

Применение процессного подхода Нежелание руководителей брать на себя ответственность за принимаемые решения Недостаточное разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями Четкое разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями Возникновение внутрипроизводственных барьеров, ограничивающих рамки заинтересованности функциональных подразделений в эффективном развитии производства Слабое высшее руководство.

Отсутствие процессного подхода. Отсутствие системы бюджетирования. Внедрение системы бюджетирования и мотивации. Разногласия между линейными и функциональными службами; Слабое высшее руководство. Противодействие линейных менеджеров работе функциональных специалистов Слабое высшее руководство. Но это будет уже некоторая производная организационная структура. В этом случае структура имеет характеристики и линейной, и дивизиональной структуры в зависимости от уровня делегирования полномочий.

Однако какую же организационную структуру управления все-таки выбрать из доброй дюжины ее разновидностей? На наш взгляд этот вопрос не совсем корректен. Организационную структуру не выбирают, она сама должна вытекать из анализа целей и задач предприятия, бизнес-процессов предприятия, их входов и выходов, и ряда других факторов.

Организационная структура

Матричная структура является своего рода попыткой взять плюсы у линейно-функциональной и дивизиональной структуры и по возможности избавиться от их минусов. Как известно основной минус линейно-функциональной структуры — неповоротливость и как следствие медленное принятие решений. Основной минус дивизиональной структуры — дублирование функций и как следствие более высокие затраты.

Финансовый анализ · Менеджмент · Маркетинг · Бизнес-планирование . Такой вид организационной структуры является развитием линейной и усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения. Бригадная (кросс - функциональная) структура управления.

Линейно-функциональная структура управления Линейно-функциональная структура сочетает в себе преимущества линейных и функциональных структур. Для ее формирования используют шахтный принцип построения и специализации в процессе управления. Подразделения образуются по видам деятельности организации. Функциональные подразделения делят на более мелкие производственные, каждое из которых выполняет ограниченный перечень функций.

Руководство функциями осуществляет вице-президент. Системообразующими являются вертикальные связи, которые делятся на: Основные линейные — по средствам которых руководство осуществляет прямое управление подчиненными. Линейный руководитель определяет главные задачи в конкретный момент времени и конкретных исполнителей. Линейные связи направлены сверху вниз и регулируются с помощью распоряжений, указов, приказов. Дополнительные функциональные — носят совещательный характер.

Организационная структура управления

Печать Функциональная структура предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления. Выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально.

Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность, так как вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться во всех функциях, появляется штаб высококвалифицированных специалистов. Структура нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Используются в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства, а также при хозяйственном механизме затратного типа, когда производство наименее восприимчиво к НТП.

Организационная структура логистики Управляющий логистикой обычно линейно-функциональных структур,ориентированных наопределенный рынок бизнеса и выделением бизнес-процессов, втомчисле и логистических.

В основе функциональной организации бизнеса лежит горизонтальное распределение управленческих заданий: Применение функциональной структуры чаще всего встречается в крупных компаниях. Решения руководителя передаются по нисходящей цепочке, и их выполнение нижестоящими звеньями не может оспариваться. Линейная организационная структура бизнеса ИП предусматривает формирование иерархии руководителей предприятия.

Вышестоящий руководящий орган не может отдавать задания исполнителям, минуя их непосредственного начальника. Использование такой схемы характерно, как правило, для предприятий малых и средних форм, осуществляющих несложное производство, и не имеющих объемных кооперационных связей. Задания функциональных служб определяются с учетом масштабов деятельности и управленческой структуры компании в целом.

Размер фирмы и сложность ее управленческой системы прямо определяют разветвленность ее аппарата. Применение линейно-функциональной структуры требует особого внимания к координации работы функциональных органов: Суть ее заключается в том, что обособленные подразделения почти полностью отвечают за производство, разработку и сбыт однородной продукции или самостоятельные отделения в полном объеме отвечают за хозяйственные результаты на отдельных региональных рынках.

Каждое отраслевое подразделение является независимым производственно-хозяйственным отделением, состоящим из офисов и заводов.

Реинжиниринг бизнес-процессов (РБП)

оперирует рядом базовых понятий. Функция — это действие, которое выполняется. Бизнес-процесс — это упорядоченная во времени и пространстве совокупность функций, направленных на получение определенного результата, с указанием начала и конца и точным фиксированием элементов взаимодействия, исполнителей, результатов. В результате реинжиниринга оптимизируются управляющие, основные и обеспечивающие бизнес-процессы.

0, ранее известный как технология структурированного анализа и разработки был разработан в США как набор рекомендаций по построению сложных систем, которые предполагали взаимодействие механизмов и обслуживающего персонала. Проект реинжиниринга бизнес-процессов возможно проводить только лишь в том случае, когда определены миссия и стратегическое видение развития организации, разработана система управления по целям .

с ключевыми бизнес-процессами фирмы. штатную структуру; — как организационную структуру; — как функциональную структуру. которые и относят к иерархическому типу, — линейно-функциональный и дивизиональный.

Организационный процесс — это процесс создания организационной структуры предприятия. Организационный процесс состоит из следующих этапов: Делегирование — это передача задач и полномочий лица, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Если руководитель не делегировал задачу, значит должен выполнить ее сам М. В случае роста компании предприниматель может не справиться с делегированием. Ответственность — обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.

Типовые организационные структуры, их достоинства и недостатки

Линейная структура управления предприятием подразумевает собой то, что каждым подразделением руководит управленец, осуществляющий единоличное руководство подчиненными сотрудниками и сосредоточивший в себе все функции управления. Данный управленец в свою очередь подчиняется вышестоящему управленцу. Функциональная - вид организационной структуры, подразумевающий собой группирование конкретных должностей в отделы основывается на основе общих видов деятельности.

В зависимости от задач организации эти виды деятельности могут быть разными. При данной структуре назначение функциональных служб заключается в подготовке для линейных руководителей данных, чтобы те в свою очередь могли принять компетентное управленческое решение или производственное.

Управление бизнес-процессами (ВРМ) в стратегическом менеджменте . была бы, скажем, линейная или линейно-функциональная структура.

Чаще всего при классификации построения организационных структур рассматривают три типа организационных структур: Линейно-функциональная структура— характерна для организаций малого и среднего размера, а также для крупных организаций, выпускающих монопродукт или ограниченную группу продуктов. Пример крупной организации, построенной по линейно-функциональному принципу: Пример структуры торгово-производственной организации, построенной по линейно-функциональному принципу, приведен на рисунке 5.

Организация включает торговые, закупочные и производящие подразделения линейные службы и вспомогательные подразделения функциональные службы. В некоторых организациях существует еще и отдел сбыта, но для данного примера, будем считать, что функции отдела сбыта осуществляет служба маркетинга, что достаточно часто встречается в российских компаниях.

Линейно-функциональная структура организации Для организаций, построенных по такому принципу, выделение процессов можно произвести следующей схеме: Обеспечивающие процессы охватывают деятельность функциональных служб и предназначены для обеспечения жизнедеятельности основных процессов. Владельцами основных и обеспечивающих процессов назначаются руководители основных и функциональных служб, то есть высшее руководство организации.

Такой сетью процессов руководит генеральный директор организации или совет директоров, если в организации принята коллегиальная схема принятия решения. При проведении декомпозиции процессов в каждом из этих процессов можно выделить свою сеть подпроцессов меньшего масштаба, возглавляемых руководителями, подчиненными владельцу вышестоящего процесса.

Дивизиональная структура организации— характерна для крупных организаций с высокой степенью диверсификации деятельности или имеющих сеть географически удаленных предприятий и дочерних компаний с высокой степенью автономности и независимости. Примером такой компании может служить организация холдингового типа.

В дивизиональных структурах часть функций может быть придана производственным компаниям.

Проектирование организационной структуры в системе Бизнес инженер